Перейти к публикации
Greck

Как работают датчики давления в шинах

Рекомендованные сообщения

543388.jpeg

Проколотая покрышка — это всегда очень неприятно. Но лучше узнать о спускаещем колесе заранее — в этом и помогут датчики давления в шинах.

 

Первый патент на шину был получен в 1846 году, и с тех пор колёса постоянно прокалываются. Любому ясно, что спустившая покрышка не сулит ничего хорошего. Да и упавшее давление может быть весьма опасно: недаром в разделе «Ежедневное обслуживание» инструкции по эксплуатации автомобиля пункт «Проверка давления в шинах» стоит одним из первых.

 

 

Когда шина «испускает дух», сопротивление качению значительно увеличивается. К чему это ведёт? К повышению расхода топлива, повышенному износу шин и, конечно же, к боковому уводу автомобиля. Причём небольшой такой увод в сторону можно списать на уклон дороги или колею. Так что водитель, по ошибке или неопытности, может продолжать движение довольно долго. И самое опасное в этом то, что при экстренной ситуации, например, при резком манёвре или торможении подспущенная покрышка может сорваться с диска или провернуться. А здесь и до аварии недалеко.

 

Стало быть, с этим безобразием нужно бороться всеми силами. И чем раньше водитель заметит потерю давления, тем лучше. Конечно, самый простой способ — перед поездкой проверить давление, поочерёдно присоединив к каждому колесу насос или манометр. Но мы с вами народ ленивый и забывчивый. Да и удовольствие ковыряться на морозе или в дождь с какими-то приборами невелико. Тем более что есть уже целый ворох систем, умеющих проверять это самое давление.

 

547443.jpeg

Колпачки китайского производства сигнализируют о падении давления изменением цвета. Информативность хороша, точность под вопросом.

 

Самая простая из них — это специальные колпачки с цветовыми индикаторами, которые устанавливаются вместо штатных на вентили подкачки. Упало давление ниже, допустим, двух атмосфер — под прозрачной крышечкой такого чудо-колпачка появится предупреждающая жёлтая (оранжевая, фиолетовая) полоска. Ага, понятно, с колесом что-то неладное, надо проверить. Опустилось давление ещё ниже — колпачок «окрасится» в другой, как правило, красный цвет, который будет говорить о критичности происходящего. Достоинство такого подхода — простота. Минус — недостаточно хорошая информативность. Ведь колпачки можно увидеть только во время остановки. И всё равно, обойти перед поездкой автомобиль, посмотрев на цвета колпачков, намного проще, чем мерить каждый раз давление.

 

Ещё один недостаток — колпачки начинают информировать об изменении давления только тогда, когда оно падает ниже каких-то определённых значений, которые, кстати, для вашего автомобиля и ваших колёс могут быть вполне нормальными. Значит, подбирать их надо именно под вашу машину.

 

А для того чтобы заметить неладное во время движения, неплохо бы иметь на борту электронную систему, которая автоматически оповещала бы об опасных падениях давления. И не просто оповещала, а делала бы это вовремя (чтобы было время сориентироваться) и без ложных срабатываний.

Установленная система контроля в таком случае в нужный момент предупредит водителя об изменении соответствующего параметра и даст ему достаточно времени для безопасной остановки автомобиля. Понятно, в случаях серьёзного прокола или взрыва покрышки такие системы не помогут, поскольку водитель и без всяких датчиков почувствует увод автомобиля. А вот при «медленном» проколе подобная электроника просто незаменима. Есть, например, системы, которые передают данные о давлении и температуре в шинах на центральный блок при помощи радиосвязи. А есть и такие, которые могут передавать эти данные по Bluetooth-связи на телефоны или коммуникаторы. А что, очень удобно.

 

547449.jpeg

Система мониторинга давления X-Pressure, разработанная компанией Pirelli. В самом простом варианте Optic она представляет собой четыре колпачка, которые устанавливаются на штатные вентили. А о падении давления они сигнализируют изменением цвета.

 

Но есть и более хитрые системы, которые работают без «настоящих» датчиков давления, а через ABS. Именно они обычно и ставятся в серийной комплектации автомобилей. Как они работают?

 

Электроника при помощи датчиков в каждый момент времени определяет частоты вращения колёс и их относительную разницу. Как известно, при падении давления высота профиля шины становится ниже. Следовательно, скорость вращения колеса с «больной» шиной увеличивается, следовательно, увеличивается и разность частот вращения колёс на одной оси. В результате система фиксирует эти изменения — и даёт тревожный сигнал.

 

547452.jpeg

Система X-Pressure в исполнении Acoustic. В колпачки встроены датчики, которые регистрируют давление, и радиопередатчики, обеспечивающие связь с центральным блоком. Как только давление упало, на табло этого блока появляется соответствующая индикация и раздаётся предупреждающий звуковой сигнал. Элементов питания в колпачках хватает примерно на 5 тысяч часов работы, что соответствует пяти годам эксплуатации. Замена батареек в колпачках не предусмотрена, поэтому по истечении срока службы комплект нужно менять полностью.

 

 

Чем плох такой косвенный способ определения давления в шинах? Такие системы могут срабатывать, например, в затяжных поворотах, когда на протяжении относительно долгого времени система фиксирует большую разницу частот вращения колёс разных бортов (ведь внешние колёса крутятся с большей скоростью, нежели внутренние). И это ещё цветочки.

 

547455.jpeg

Один из самых навороченных вариантов X-Pressure — AcousticBlue умеет передавать данные о давлении через порт Bluetooth на мобильный телефон. Стоит такая штука от 160 евро.

 

В некоторых случаях такие системы бесполезны вовсе. Например, когда на автомобиле устанавливаются покрышки с технологией Run-Flat. Напомним, у шин с такой технологией даже при полной потере давления высота профиля уменьшается незначительно — примерно на 30—40%. Давления в шине нет, а усиленные боковины продолжают «держать», и не просто держать, а позволяют продолжать движение с очень даже приличной скоростью, на протяжении достаточно длительного времени.

 

И всё же эта система может очень сильно помочь, особенно в дальней дороге, своевременно предупредив о том, что с колёсами проблемы. Но полагаться на «помощников» полностью не стоит. Поэтому вместо вывода напишем всего два, нет, — три слова. Следите за давлением, товарищи! Хотя бы в неделю раз, а уж если заметили, что колесо подспущено, не ленитесь, подкачайте.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Друзья не забываем о том что на джетте с систмеой контроля давления в покрышках ни о каких датчиках не может быть и речи. Вся суть системы состоит в том, что получая данные о скорости вращения колёс от датчиков скорсоти ABS, и используя сложный алгоритм расчётов, который анализирует множество параметров (ускорение, разницу вращения колёс справа - слева, в авто с ЕСП угол поворота рулевого колеса), высчитываестя скорсоть вращения каждого колеса и сравнивается с эталонной для конктерных режимов.

Суть такова тчо колесо с меньшим давлением имеет меньший диаметр, а соотвественно выше среднюю скорость вращения. Вот и рисуется отсюда вся соль системы.

Тем не менее для того тчо бы система работала более адекатно, требуется проезд на пулусогнутых от 1 до 3 км, для медлено спучкающих колёс самое оно то.

Но радиодатчики при всей своей дороговизне позволяют так же анализировтаь температуру воздуха в колесе (тем самым давай понятие для водителю какой борт автоомбиля более перегружен если давления колёс равны).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

AnSansey

Про систему косвенного контроля давления в шинах на основе штатных АБС (ЕСП) есть отдельная тема, так что это не бином Ньютона :-D

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
AnSansey

Про систему косвенного контроля давления в шинах на основе штатных АБС (ЕСП) есть отдельная тема, так что это не бином Ньютона :)

Пошёл бится ап стену :-D

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Пошёл бится ап стену

не надо :) пиши еще, остальные сообщения твои с интересом читаются (прсто это уже обсуждено и я ссылку показал)

Так что голову береги :-D

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сегодня утром обнаружил спущенное колесо на все 100%, немного подкачал (давление меньше 1 очка) и решил проверить работу датчика давления в шинах. Проехался по прямой метров 100, развернулся и назад, скорость 30 км/ч, датчик так и не показал пониженное давление в шинах. Вот и показатель того, что не предупредит он заранее о понижении давления. Или может быть тут есть подводные камни? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Смит73, а если 150 проехать, 300?

Система работает, проверено неоднократно. Через какое-то расстояние - да, но работает.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У меня два раза сработала на практически не спущенных колесах (проколы были). А вот когда конкретно пробил и колесо реально спустило пока доехал до дому, почему то не сработало...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Смит73, а если 150 проехать, 300?

Система работает, проверено неоднократно. Через какое-то расстояние - да, но работает.

поехал в шиномонтаж на полуспущенном, расстояние 2 км, индикация низкого давления так и не сработала.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×