Перейти к публикации
klimok

Как правильно озвучить машину?

Рекомендованные сообщения

Как правильно озвучить машину: автозвук

post-1075-13129941122359_thumb.jpg

Иные считают, что качество аудиосистемы важнее мощности двигателя. И с ними не поспоришь, если иметь в виду городские пробки. Чтобы превратиться в эстетов, времени предостаточно. Будем развивать и воспитывать свой музыкальный вкус.

 

Салон автомобиля – не идеальное место для музыки. Тем больше нужно искусства, чтобы превратить его в зал Консерватории, рок-сцену, ночной клуб. От наших музыкальных предпочтений зависит, в каком из этих пространств мы будем представлять себя, когда закроем глаза.

 

post-1075-13129941122953_thumb.jpg

 

ЭСКИЗ СЦЕНЫ

Вы придете устанавливать музыку, и вас спросят: что собираемся слушать? Симфонические оркестры? Рок? Рэп? Диско? Установщики считают, что сложней всего делать системы для любителей рэпа и современных клубных направлений – удары тяжелого бита должны «давить», буквально ощущаться грудью. Требуется аппаратура, которая «разгонит» звук до 100–120 дБ. При том, что 130 дБ – для человека уже болевой порог. Интересно, что и об автомобилях, наиболее подходящих для рэпа, тоже есть представление. Любите рэп – покупайте внедорожник. Он просторный, а значит, есть место для нескольких низкочастотных динамиков.

 

Некоторые сделают вывод, что тому или иному типу кузова подходит определенная музыка, но установщики не говорят об этом слишком уверенно. Например, есть мнение, что хэтчбеки и купе более музыкальны благодаря примерно симметричному наклону заднего и лобового стекла. Что короткие седаны хороши, а кабриолет труден в озвучке – здесь как на открытом стадионе теряются низкие частоты. Но в конце концов общий вердикт установщиков таков: машин без слуха не бывает. Все зависит от того, насколько верно и точно установлена система. В идеале, закрыв глаза, мы видим, что сцена с музыкальным коллективом находится перед нами. Так и должно быть, поскольку это невежливо – поворачиваться к сцене спиной.

 

Высокочастотные динамики, твитеры, ответственные за голос вокалиста и многие инструменты, формируют ее в первую очередь. Следовательно, они перед нами – в торпедо или перенесены инсталлятором на передние стойки. Среднечастотные динамики (когда они есть, и мид-басу не нужно выполнять их работу) тоже, как правило, звучат из торпедо.

 

В идеале всю аппаратуру стоило бы разместить на «сцене», но габариты салона не позволяют. Зато ухо вполнеразрешает установить мид-бас (верхний бас) в двери, а сабвуфер, отвечающий за самый глубокий низ, в районе задних сидений. Дело в том, что оно, ухо, хорошо локализует именно высокие частоты. Если мы закроем глаза, а гитарист станет заходить нам за спину, его передвижение будет легко распознано. В то же время, чем ниже частоты, тем меньше они локализуются. Нет большой беды, если мид-бас звучит на уровне колен, а сабвуфер стоит за спиной.

 

Но есть и другая разновидность музыкального пространства – ночной клуб, где звучат мощные современные ритмы. Сценой это едва ли назовешь. Если только с поправкой, что мы сами сидим посреди сцены. Чтобы воссоздать панораму, акустику ставят не только вперед, но и назад. Конечно, конкретный вариант зависит от кошелька. Например, тыл может быть обеднен по сравнению с фронтом. Если впереди полный комплект акустики, то сзади стоят только твитеры и мид-бас, без среднечастотных динамиков. Может, элементов в тылу столько же, но зато сами они попроще: вместо компонентной акустики установлена более дешевая коаксиальная. Тем более что коаксиальная занимает меньше места, а для небольшого автомобиля это может быть крайне важно.

 

post-1075-13129941123512_thumb.jpg

 

«КОАКСИ…ЧТО?»

Акустику делят на коаксиальную и компанентную. Объяснив любой из этих терминов, сразу догадаемся, что означает второй. «Со» на латинском – «совместно», «Axis» – ось. В коаксиальном динамике компоненты «насажены» на одну ось и находятся на одном основании. По сути – это колонка с двумя-тремя головками: высоко-, средне- и низкочастотной. Казалось бы, преимущество «коаксиала» в том, что звук идет из одной точки, как и должно быть на самом деле. Но, с другой стороны, динамики не совмещены окончательно. Получается пирамида – сначала тарелка низкочастотника, на нем блюдце среднечастотника и на вершине блюдечко «пищалки». Таким образом, настоящий звук все равно условность. Коаксиальная акустика чаще всего встречается в низкой и промежуточной ценовых группах.

 

Компонентная акустика, когда динамики разнесены и мы покупаем целый комплект, в среднем дороже «коаксиала» и, безусловно, выгодней с точки зрения установки. От установки же напрямую зависит качество звука. Динамики существуют по отдельности, а значит, инсталлятор может играть с расположением магнитных головок, выбирая каждой самое подходящее место. Чем выше наши притязания, тем скорей придется покупать именно этот тип. Также популярны сочетания компонентных динамиков с «коаксиалом». Последний просто незаменим, когда места в машине мало.

 

ЭКОНОМ-КЛАСС. МУЗЫКА ЕСТЬ

* Магнитола

до 8000 руб.

* Пара акустики

до 1500 руб.

* Работа

от 4000 руб.

 

В большинстве своем люди нетребовательны. Знают, что простенькой системы хватит им за глаза. Вот с такого слушателя мы и начнем, но с каждой следующей главкой он будет становиться прихотливей и в конце концов раскошелится за звук по полной программе. Конечно, намеченные нами ступени условны, введены для ясности. На деле аудиосистема всегда может содержать элементы следующего уровня. Общей лестницы здесь нет. Каждый строит свою индивидуальную.

 

Для системы эконом-класса нужна магнитола до 8000 руб. Иначе вы потратитесь впустую и при общем уровне системы не услышите переплаченных денег. Каждая пара акустики (фронт и тыл) не должна быть дороже 1500 руб. Доработки салона не делают. Динамики ставят не чтобы лучше звучали, а чтобы были, в предусмотренные штатной аудиоподготовкой места. Мид-бас – в двери, твитеры – на торпедо. Мощности у такой системы явно немного, и на высокой громкости она будет надрывно хрипеть. О сцене говорить не приходится: музыканты разбрелись и играют кто откуда. Фронтальная акустика слабовата, и бас идет только от тыловых динамиков. Они могут реализовать свои низы, поскольку заведомо находятся в более выигрышном положении – вокруг больше подпитывающего звук объема. Кроме того, тыловые наверняка установлены жестче, чем динамики в дверях. Двери хорошо «играют» лишь после специальной подготовки.

 

РАСШИРЕННАЯ СИСТЕМА

* Магнитола

до 8000 руб.

* Усилитель

2500 – 4000 руб.

* Пара акустики

до 4000 руб.

* Сабвуфер

до 5000 руб.

* Работа

от 15 000 руб.

 

По правде говоря, магнитола с предыдущей ступени не звучала на свои 6000–8000 руб. Резерв у нее есть, и потому мы можем ограничиться этим же головным устройством. Но акустика уже дороже. При этом в тылу, часто в багажнике, где много места, можно установить сабвуфер. Появление недорогого усилителя тоже совершенно законно. Каждому динамику усилитель будет подавать именно его частоту. Теперь мы не морщимся от искажений, выкрутив на максимум ручку громкости. Уже здесь, в расширенной системе, появляются специальные подиумы. Как ни крути, а динамик на пластиковой основе звучит так себе. Основу меняют, приделав динамик к ровной и жесткой поверхности. Даже самые элементарные колонки, получив подиум, играют ощутимо лучше. Итог, на который может рассчитывать владелец расширенной системы, таков: заказав ее установку, мы уже не будем морщиться от хрипа при высокой громкости. При этом получим более глубокий, богатый низ.

 

HI-FI. МИНИМУМ АПЛОДИСМЕНТОВ

* Магнитола

до 13 000 руб.

* Усилитель

до 9000 руб.

* Пара акустики

до 6000 руб.

* Сабвуфер

до 5000 руб.

* Демпфирование

от 2500 руб.

* Работа

от 15 000 руб.

 

Магнитолы этого уровня довольно дороги. Часто используются модели Pioneer, Clarion, Alpine. В некоторых случаях возможна покупка MсIntosh, Denon, изысканной аппаратуры без всякого мр3, предназначенной только для проигрывания обычных компакт-дисков. На уровне Hi-Fi учитываются незаметные дилетанту нюансы, и магнитола может иметь процессор, который обеспечит правильное распространение звука. Дело в том, что динамики в автомобиле нельзя разместить так, чтобы они находились на одинаковом расстоянии от наших ушей. Одни ближе, другие дальше, и, значит, голос вторых задерживается, а пробелы в звуковой картине заполняются с некоторым опозданием. Процессор исправляет эти огрехи. «Придерживая» звук ближних динамиков, он добивается того, чтобы вся композиция приходила к нам одновременно, в соответствии с замыслом автора. Кроме помощи процессора, существуют «рукотворные» способы сориентировать звук: инсталляторы играют с углом разворота динамиков. Например, твитер на ближайшей к водителю стойке направляют от слушателя. Таким образом, звуку удлиняют дорогу. Он приходит в ухо не сразу, а лишь отразившись от лобового стекла.

 

На этом, продвинутом, уровне в большинстве случаев не избежать демпфирования. То есть процедуры успокоения, фиксации материалов, которые вибрируют от звука. Чутко настроенному уху сложно смириться с непрестанными аплодисментами обшивки. Но все же для большинства продвинутых систем демпфирование локально. Как правило, ему подвергают места, в которых установлены динамики – двери, панель приборов или задняя полка. Усилитель для системы Hi-Fi будет качественней и дороже, чем на предыдущем уровне. Для сабвуфера есть смысл заказать специальный корпус, дающий максимальную отдачу басам.

 

В результате мы получим хорошую систему, и, вероятно, что выше уже прыгать не захотим. Уровень посторонних шумов сбит, бас – выше всяких похвал, динамикам не на что жаловаться – их возможности реализованы в полной мере.

 

HI-END. ПУНКТУАЛЬНАЯ МУЗЫКА

* Магнитола

от 35 000 руб.

* Усилитель

от 20 000 руб.

* Пара акустики

от 9000 руб.

* Сабвуфер

от 5000 руб.

* Работа

от 25 000 руб.

 

А кто-то все-таки разорится и прыгнет выше. Может, и слуха особого у него нет, но статус требует, а кошелек позволяет.

 

Hi-End конструируют под заказчика. Можно долго смаковать детали, но хватит, например, такой: диффузоры динамиков порой делают из шелка или рисовой пыли. Головное устройство стоит не меньше 35 000 руб., однако бывает, что ее цена приближается к 100 000 руб. Процессор встроен или продается отдельно. В последнем случае его цена сопоставима с ценой самой «головы». Но высший разряд – это система без процессора, идеально настроенная вручную.

 

Динамики поставлены с верным, окончательно просчитанным разворотом, так чтобы каждый звук был пунктуален и не запаздывал к слушателю. Каждой колонке нужен персональный канал усиления, а значит, четыре двухканальных усилителя – уместная роскошь. Два корпусных сабвуфера обеспечивают глубокий, коконом обволакивающий бас. Демпфирование – это само собой. Причем, вероятно, всего салона. Эту же процедуру установщик может рекомендовать для багажного отделения и капота.

 

В итоге мы получаем отменный звук. Он не то чтобы идет из колонок, скорее возникает из ниоткуда, туда же, в никуда, исчезая. В системах, претендующих на такой уровень, но классом пониже, музыка может звучать так же или почти так же. Однако стоит песне закончиться, мы услышим, как ее последние отголоски нырнули в динамики, и без колебаний укажем пальцем на эти «норы». На высочайшем уровне источник звука не локализуется. Просто звук только что был и вот лопнул подобно мыльному пузырю.

 

post-1075-13129941124341_thumb.jpg

 

ИСПЫТАНИЕ ШУБЕРТОМ

И для опытнейшего инсталлятора есть преграды. Например, габариты салона могут просто не позволить установить тыловую акустику, два и даже один сабвуфер. Другой помехой может стать сам клиент, которому хочется качества, но сумма колется чрезвычайно. И, разорившись на хорошую магнитолу, хороший усилитель, он все-таки экономит на акустике. Глупо это. Лучше бы экономить вообще на всех компонентах, потому что правило не обманешь: если «голова» стоит 20 000 руб., усилитель 8000 руб., а динамики 2500 руб., вся система будет звучать на 2500 руб.

 

Бывает также, что клиент не понимает другую важную вещь: с инсталлятором нужно говорить откровенно, как со священником. А не стыдиться своего вкуса, когда спрашивают: «Какую музыку любите?» Тут многих и подмывает. Умолчав о Михаиле Круге и лучших альбомах Шуфутинского, люди припоминают Бетховена, Шопена, Шуберта и другие знакомые имена. А потом переплачивают за переделку оборудования и даже не потому, что Шуберт Шуфутинского лучше. Просто для каждой системы – свои настройки. И, если система сделана под симфоническую музыку, Шуфутинский может оказаться для нее сложноват.

 

Михаил Ойстачер

Журнал QUATTRORUOTE [Кватроруте], август 2008

Источник: http://qr.ru/content/article.php?id=2867

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Статейка зачетная, думаю для 90% обычных потребителей разьяснит кто к чему и почему, написанна просто и доступно! Саня респект, я аж зачитался... хотя от последней картинки честно гвооря остались двуякие впечатления...

 

Зеленым цветом обозначенны - передние л\п каналы, а почему тогда они еще и из задний дверей зеленым играют?

  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Саня, за что купил, за то и продаю (мне еще редакция неустойку выставит)...! :o Может наши клубные профи прокомментируют?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Схема нарисована под 5.1, типа домашний кинотеатр, с цветами напутали малехо, ну с кем не бывает :o

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

спасибо за статейку, я то я в єтом ну вобще ни бум бум, тепреь хоть буду иметь предстваление как чего надо делать

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Схема нарисована под 5.1, типа домашний кинотеатр

написали ж типа идеальная схема)) 5.1 в машине - это конечно сильно)) Мне почему-то такой даже и не хочеться))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сань идеальная схема для установщика, это когда он тебе по максиму навставляет всего чего можно (представляешь сколько бабла получится) :o . Каждый сам себе выбирает идеал в замисимости от предпочтений и кошелька :notim:

  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

я думаю доставить динамики в задние двери, и есть вопрос а надо ли в перед доставлять еще 2 в свободные места, у меня радиоподготовка 4 динамика впереди

делать хороший звук в джетте пока не хочу, так как оч хочеться после гарантии пересесть на Тигуан, но салон от гольф + меня немного смушает

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ИМХО, не стоит, настройка звучания 3-х полосной АС очень сложна, более того места в дверях Джетты для штатных АС в принципе невыжно расположены. (Почитай тему Построение звуковой сцены в Джетте, там достаточно хорошо все расписано Джоном)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Всем привет, у меня аудиоподготовка 4 динамика, хочется добавить звука, подскажите каой размер динамиков в задних дверях.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×