Перейти к публикации
Evgen

Что такое конденсатор и как он работает?

Рекомендованные сообщения

Конденсатор

в автомобильной аудиосистеме

 

Часто в наших статьях мы говорим о том, что улучшить работу АС в НЧ-диапазоне может специальный конденсатор. Но многие ли представляют, что такое этот Lспециальный конденсатор¦ и как он способен улучшить работу АС? А также чем отличаются друг от друга сами конденсаторы? Давайте разберемся.

 

КОНДЕНСАТОР КАК ОН ЕСТЬ

 

Из школьных уроков физики известно, что конденсаторы = это устройства, которые могут накапливать и отдавать электрический заряд, что емкость = измеряется в фарадах (Ф), и что конденсатор емкостью 1 Ф, заряженный до напряжения 1 В, накапливает электрический заряд, эквивалентный силе тока 1 А, протекающего в течение 1 секунды. Именно эти параметры = емкость и способность быстро отдавать ток = делают конденсатор полезным для улучшения звучания и прежде всего нижнего регистра. Усилитель может кратковременно потреблять пиковую мощность, в три раза превышающую среднюю. Если проводить аналогию с домашним усилителем, то он, потребляя от источника питания ту же мощность, что и автомобильный, во-первых, требует от сети гораздо меньше тока, поскольку питается от напряжения 220 В, а во-вторых, берет от сети этот ток просто с той скоростью, которая нужна. Автомобильному намного сложней, поскольку штатный аккумулятор призван решать другие задачи и просто не способен мгновенно обеспечить усилитель требуемым количеством тока. = как следствие, возникают звуковые искажения (невнятный бас), связанные с токовым голоданием и снижением выходной мощности. В отличие от штатного аккумулятора, конденсатор умеет быстро разряжаться, он как бы сглаживает падение напряжения, обеспечивая усилитель необходимым током в эти короткие промежутки времени. Звук сохраняет хорошее качество.

 

ЧТО ТАКОЕ СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОНДЕНСАТОР

 

После того как мы разобрались в том, что такое конденсатор и как он помогает улучшить звучание, вернемся к термину Lспециальный конденсатор¦ (т.е. конденсатор, адаптированный к напряжению и условиям эксплуатации в автомобиле). Прежде всего заметим, что общепринятое правило, по которому выбирают необходимую емкость конденсатора, представлено в следующем виде: минимум 1 Ф на 1000 Вт выходной мощности усилителя. Это очень большая емкость, требующая неординарных подходов к конструкции. Помимо большой емкости, конденсатор обязан удовлетворять еще такому важному параметру, как низкое внутреннее сопротивление = от этого как раз зависит скорость, с которой отдается ток. Например, у лучших образцов сопротивление меньше 0,1 мОм.

 

РАЗНОВИДНОСТИ КОНДЕНСАТОРОВ

 

Сегодня на рынке представлено достаточно большое количество конденсаторов: от самых простых, стоимостью порядка нескольких десятков долларов, до элитных, которые при том же номинале могут стоить несколько сотен долларов. Обычно их емкость колеблется от 0,25 до 2 Ф, однако в последнее время появились и совершенно экстремальные варианты емкостью 10 и даже 20 Ф, = на демонстрациях от этих Lэкстремалов¦ даже заводят двигатель с помощью стартера. Как правило, подобные конденсаторы, используемые в мощных звуковых системах, уже оборудованы дистрибьютором для подключения нескольких усилителей. Здесь было бы полезно ответить и на такой вопрос: что лучше = один большой конденсатор или несколько поменьше номиналом? По законам физики, включение в параллель нескольких конденсаторов уменьшит их сопротивление, то есть амплитуда импульса тока будет больше. Знают это и разработчики, строя мощный современный конденсатор из батареи маленьких.

 

ПРАВИЛА УСТАНОВКИ КОНДЕНСАТОРА

 

Поскольку сопротивление конденсатора очень мало, то, для предотвращения снижения амплитуды тока из-за сопротивления соединительных проводов, устанавливать его необходимо непосредственно рядом с усилителем. Максимальное расстояние составляет 60 см, но чем меньше, тем лучше. Например, некоторые фирмы предлагают вариант, когда конденсатор крепится непосредственно на самом усилителе, что удобно и практично. В некоторых инсталляциях приходится видеть такое: усилители размещены на одной боковой стенке багажника, конденсаторы = на другой. Даже если это будет выглядеть красиво и зрелищно, проку от такого размещения мало = слишком велико расстояние между конденсатором и усилителями.

 

ricunok554.jpg

 

Однако при подключении нельзя просто подсоединить незаряженный конденсатор к положительному и отрицательному проводам питания, поскольку в этом случае он будет потреблять большой ток от аккумулятора и может сжечь предохранители. Чтобы избежать этих неприятностей, многие производители устанавливают специальную электронную схему, благодаря которой конденсатор заряжается постепенно. Как правило, различие в цене между конденсатором, оснащенным такой схемой, и его Lпустым¦ аналогом довольно символическое, так что лучше не экономить. Если такой схемы нет, то конденсатор необходимо предварительно зарядить через лампочку (12-вольтовую), включенную последовательно. Признаком того, что конденсатор зарядился и его можно будет установить на приготовленное место, станет прекращение свечения лампочки.

 

ОСОБЕННОСТИ УСТАНОВКИ КОНДЕНСАТОРА

 

Устанавливать конденсатор можно в систему любой мощности, даже если у вас работает только усилитель, встроенный в головное устройство, главное, чтобы изложенные выше правила не нарушались. Однако, по уже сложившемуся негласному закону, устанавливают конденсатор в звуковую систему, оборудованную внешним усилителем (-ями), то есть, начиная с минимальной мощности всей системы 250-300 Вт. Нет необходимости устанавливать конденсатор только в аудиосистемы, оснащенные специальным Lзвуковым¦ аккумулятором. В ближайших номерах мы постараемся рассказать вам об этих устройствах, а пока скажем, что в отличие от конденсатора, Lзвуковой¦ аккумулятор умеет не только очень быстро отдавать ток в нагрузку, но и позволяет сильно разгрузить бортовую сеть . автомобиля.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ КОНДЕНСАТОРОВ

 

В заключение, несколько рекомендаций по выбору конденсатора.

 

Во-первых, никогда не покупайте конденсатор сомнительного происхождения (взрываются они страшно). Во-вторых, при покупке обращайте внимание на удобство установки и наличие защиты клемм от случайного замыкания. И, в-третьих, если вы конечно не опытный радиоконструктор, но собираетесь устанавливать конденсатор самостоятельно, то очень желательно чтобы он имел все возможные схемы защиты и приборы визуального контроля состояния конденсатора и бортовой сети = это сильно облегчит вам не только установку, но и дальнейшую эксплуатацию.

 

 

 

• Журнал ¦Car&Music¦ ¦ 10(56)/2003

  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемый Evgen, вопрос. Обязательно ли соблюдение условия:

общепринятое правило, по которому выбирают необходимую емкость конденсатора, представлено в следующем виде: минимум 1 Ф на 1000 Вт выходной мощности усилителя.
? У меня мощность усилителя 410 Вт, хочу купить конденсатор емкостью 2 F. Возможны ли какие-нибудь негативные последствия для моей системы, при условии правильной установки и подключения конденсатора?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

никаких, кроме финансовых :cry: 2Ф дороже 1Ф

  • Like 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Может кто подскажет пару, тройку проверенных фирм производителей? :? А то в нашей округе только Mystery да Prology :read: Я читал, что вроде как есть конденсаторы уже оборудованные системой зарядки и заряжать их через лампочку не надо. Подключил и все.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да есть такие. Но все дорого. Например Helix очень хороши, я бы даже сказал одни из самых лучших, там есть схема защиты и много фичей. Тот же Brax от Фишер (старший брат Хеликс). ДЛС неплохие... Не хочу об этом говрить :read: но у ЭОС есть, но как-то страшно рекомендовать, поскольку вся техника, ну очень уж нежна, правда я ставил на 6ф все ок. Есть и у стингер, старшие линейки.

Но от греха подальше я всеравно их заряжаю, это не такое уж сложное дело.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

John-. Некоторые конденсаторы оборудованы вольтметром, подскажи он (вольтметр) постоянно показывает напряжение, или у него есть какой то алгоритм работы? Можно ли по нему отслеживать напряжение в бортовой сети?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Vladimir1

дла отследивание напрядение в борт сети используют не конденсатор а клему аккумуляторную с индикатором.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мальчики-девочки! Не забываем, что если на конденсаторе есть хрень, показывающая цифирьки, то это вовсе не факт, что конденсатор имеет автозаряд и кучу всевозможных защит.

Пример конденсатора с вольтметром (его надо заряжать по вышеуказанной схеме!!!):

cap.jpg

 

Пример конденсатора с автозарядкой (он, как правило, дороже):

9f47c914ebce66df1e3ed38225ad211e.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

кто подскажет есть ли проверены кондеры которые уже используют. и можете ли посоветовать конкретные модели (те которые уже использовали и знаете все о них) усь E.O.S. AE-390F (http://soundcar.dp.ua/index.php?product=143) пака использую сам усь

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

можно ли подключать акустику(саб,усь)без накопителя?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×